Лукаш Ксьонжик, Гностический нигилизм в культуре на переломе XIX-XX вв.: разведка
«Когда воспринимаемый нами эмпирический мир утрачивает свой фундамент, становясь миром меланхолическим (или, как у Ницше – нигилистическим), все тогда становятся меланхоликами. Однако следует задать вопрос, не явилась ли впервые эта нечитабельность, «нераспознаваемость» мира, которая лежит в основе меланхолии XIX и XX вв. сначала в гностицизме, в идее метафизически дезавуалированного, а потому и принципиально неопределяемого космоса? И не означает ли это, что все мы став меланхоликами (а меланхолия в то же время становится образом conditio humana), - то одновременно с этим, в определенной степени все мы являемся гностиками?»
Łukasz Książyk, Nihilizm gnostycki w kulturze przelomu XIX i XX wieku: rekonesans,Warszawa, 2010.
Основной тезис исследования звучит: идеи гностицизма обнаруживают себя в опыте Модерна, апогей которого в польской культуре достигает на переломе XIX и XX вв., а гностицизм, как таковой является одним из столпов современной мысли.
"Темные цветы" литературы МЛАДОПОЛЬСКИ (польского «серебрянного века»), среди которых: Станислав Бжозовски, Игнатий Домбровски, Станислав Пшибышевский, Кароль Ежыковски, Александр Шветоховски и др, прочитаны вновь сквозь призму гностического нигилизма от Василида и Валентина, до Ницше, Достоевского, Шестова, - вплоть до экзистенциалистов. Общий вывод: человек - существо "антикосмическое". Страдаем, бунтуем, возвращаем билет - значит это, что все еще существуем!